Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция по закрытым закупкам по 223-ФЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Это такой способ закупки, когда заказчик приглашает участвовать в ней определенный круг поставщиков и выдает документацию по их запросам. В аукционе побеждает тот участник, который предложил самую низкую цену.
Действия участника закупок при проведении закрытого аукциона по 44-ФЗ
Расскажем, каков алгоритм проведения закрытого аукциона по 44-ФЗ для участника.
Этап 1. Желающая стать поставщиком компания ищет информацию о закупке (или получает приглашение от ее организатора).
На этом этапе осуществляется поиск потенциальными участниками сведений о закрытом аукционе в Единой информационной системе, либо они получают приглашение от организатора закупки поучаствовать в такой процедуре.
Этап 2. Потенциальный участник запрашивает у заказчика аукционную документацию.
После того как организатор закупки размещает сведения о проведении закрытого аукциона в единой информационной системе, лица, желающие получить аукционную документацию, посылают ему письменный запрос вместе с документами, которые подтверждают, что они соответствуют положениям закона № 44-ФЗ (в части требований к исполнителям контракта) и вправе работать со сведениями, относящимися к государственной тайне.
Этап 3. Потенциальный поставщик заполняет заявку на участие в закупке.
На этом этапе анализируется аукционная документация. Если какие-то положения ее непонятны, участник вправе просить заказчика разъяснить их. Затем следует перевод средств в качестве обеспечения заявки (сумма должна составлять не более чем 5 % от НМЦК), заполнение нужных бумаг, комплектация заявки и запечатывание ее в конверт. Денежное обеспечение предоставлять необязательно. Вместо него допускается оформление гарантии банка.
Государственное регулирование
Цены на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, регулируются государством.
Порядок государственного регулирования, а также полномочия федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу…».
Под государственным регулированием подразумевается:
- определение прогнозной цены на продукцию, поставка которой планируется по государственному оборонному заказу на очередной год и плановый период, то есть прогнозная цена на продукцию, а также подготовку предложений по определению вида цены на продукцию, поставка которой планируется единственным поставщиком;
- определение начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов определения поставщиков (далее — начальная (максимальная) цена государственного контракта), цены государственного контракта в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика (далее — цена государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком), а также цены на продукцию, поставляемую в рамках кооперации головного исполнителя государственного контракта по государственному оборонному заказу;
- государственная регистрация цены на продукцию, поставляемую единственным поставщиком
- определение вида цены на продукцию, поставка которой предусматривается единственным поставщиком;
- уточнение размера цены и вида цены на продукцию, а также размера цены государственного контракта, заключенного с единственным поставщиком.
Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
При размещении закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, используются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Правила к проведению таких закупок установлены в ст. 84 – 92 Закона о контрактной системе.
Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на осуществление данных функций. Согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в порядке, утвержденном Приказом Минэкономразвития РФ от 31.03.2015 № 189 (далее – Порядок № 189). Из положений этого документа следует, что заказчиком подается в Федеральную антимонопольную службу обращение о проведении закупки закрытым способом. К обращению прилагаются документы и информация, поименованные в п. 2 Порядка № 189. В случае если заявителем не будет выполнено или выполнено ненадлежащим образом требование вышеназванного пункта, Федеральная антимонопольная служба не рассматривает обращение и возвращает его заявителю с указанием причин такого возврата в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня поступления обращения (п. 4 Порядка № 189).
Работники Федеральной антимонопольной службы рассматривают обращение вместе с приложенными к нему документами и информацией и принимают одно из следующих решений (п. 5 Порядка № 189):
- о согласовании применения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе с указанием на выявленные нарушения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок и на необходимость их устранения при определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
- об отказе в согласовании применения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае признания закупки необоснованной в соответствии с требованиями, предусмотренными Законом о контрактной системе, и (или) отсутствия оснований применения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), и (или) необоснованного сокращения количества участников, приглашаемых к участию в закрытом способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Документы со стороны заказчика
В целях проведения закупки заказчику необходимо разработать и утвердить документацию по аукциону.
Документы, которые готовит заказчик для проведения электронного аукциона:
- Информационная карта– выжимка с наиболее важной информацией по госзакупке.
- Форма заявки на участие в закупке– такой документ не является обязательным, а имеет рекомендательный характер.
- Инструкция по заполнению заявки.
- Обоснование НМЦК с использованием одного из рекомендованных методов: метода сопоставимых рыночных цен, нормативного, сметного, затратного и пр.
- Техническое задание– описывает максимально подробно объект закупки.
- Проект государственного контракта– в этот проект в дальнейшем вносятся реквизиты победителя и его предложение по цене, другие его параметры при подписании менять не будут.
Извещение о проведении электронного аукциона размещается в ЕИС как минимум за 7 дней до окончания сроков подачи заявок на участие. Такие сроки действуют при НМЦК в пределах 300 млн р. (или 2 млрд р. при закупках по строительству, реконструкции и капремонту). Если же речь идет о крупных закупках на сумму более 300 млн р., то на подачу заявок на участие в закупках отводится не менее, чем 15 дней.
Заказчик так же вправе разместить извещение не только в ЕИС, но и в любых других печатных и электронных СМИ.
В извещении о проведении электронного аукциона должна быть прописана следующая информация:
- идентификационный код закупки (ИКЗ);
- условия контракта;
- дата и место подачи заявок на участие в электронном аукционе;
- дата проведения электронного аукциона;
- размер обеспечения заявки и исполнения контракта и пр.
Заказчик также должен установить требования к участникам аукциона и указать на перечень документов, которые участники должны предоставить. Перечень таких документов и требований приводится в строгом соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 1.1, ч. 2, ч. 2.1 ст. 31 44-ФЗ.
Заказчик вправе установить требование об отсутствии участника в реестре недобросовестных поставщиков.
Порядок участия в электронном аукционе поставщиков
Принять участие в закупке может любое лицо, отвечающее требованиям закупки.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ участником электронного аукциона вправе стать любое юрлицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также физлицо или индивидуальный предприниматель. Общие требования к участникам закупок приведены в ст. 31 44-ФЗ.
Главным критерием выбора победителя аукциона в электронной форме выступает ценовое предложение. В этом случае заявка на аукцион передается дистанционно посредством функционала ЭТП.
Для того чтобы принять участие в электронном аукционе, у участника должна быть квалифицированная электронная подпись. До 2020 года участники могут подавать заявки на участие в закупке, обладая только аккредитацией на ЭТП (на основании утратившей силу ст. 61 44-ФЗ). С 2020 года участвовать в закупках смогут только те участники, которые прошли регистрацию в ЕИС. Такая регистрация открывает для поставщиков возможность участвовать во всех закупках в электронном формате.
Операторы ЭТП не позднее следующего рабочего дня после регистрации участника в ЕИС должны аккредитовать его на площадке. Аккредитация происходит путем информационного обмена ЭТП и ЕИС (то есть непосредственного участия поставщика в этой процедуре не требуется).
Для того чтобы подать заявку на участие в электронном аукционе, участнику стоит предварительно открыть специальный счет для внесения обеспечения по заявкам. Также данный счет будет использоваться при списании платы с ЭТП, если участник будет признан победителем закупки.
После того как подготовительный этап завершен, дальнейшее участие поставщика в закупке будет таким:
- Осуществляется поиск сведений о проводимом электронном аукционе в ЕИС.
- Анализируется закупочная документация , и принимается решение о дальнейшем участии в закупке.
- На спецсчет в банке вносится необходимая сумма обеспечения, либо оформляется банковская гарантия(право на использование банковской гарантии для обеспечения заявок появилось у участников в июле 2019 года). Сумма обеспечения исполнения контракта зависит от НМЦК: если последняя не превышает 20 млн р., то величина обеспечения составляет 0,5-1% НМЦК; при НМЦК более 20 млн р. размер обеспечения заявки составляет 0,5-5%. Если закупка проводится среди учреждений или предприятий УИС, а также организаций инвалидов, то величина обеспечения находится в пределах 0,5-2%.
- Готовится и направляется заявка на участие в электронном аукционе. Заявка на участие состоит из двух частей, обе они подписываются и передаются оператору ЭТП (заявка подается сразу в двух частях, а доступ к ней заказчику предоставляется постепенно).
- Участие в электронном аукционе, если первая часть заявки была признана соответствующей установленным требованиям.
- Заключается контракт с заказчиком, если участник был признан победителем.
Процесс организации торгов закрытого формата заказчиком
Организатор не имеет права самостоятельно проводить закупку закрытого типа. Для этого предусмотрен определенный порядок действий, указанный в 44-ФЗ. Необходимо пройти ряд этапов:
- Согласование. Заказчик обязан уведомить ФАС о предстоящей процедуре; обязательное требование — доказать необходимость организации закупки закрытым способом. В обращении следует указать причину, по которой процедура представляет собой гостайну, описать предмет торгов и предоставить список потенциальных исполнителей. ФАС рассматривает заявление в десятидневный срок. Ведомство принимает отрицательное решение в случае, если закупка не имеет грамотного обоснования либо заказчик предоставил недостаточно аргументов для организации закрытого формата торгов. При положительном ответе ФАС организатору дается 90 дней для проведения процедуры.
- Подготовка. Решаются различные организационные вопросы по проведению аукциона, выбирается состав комиссионной группы, разрабатывается регламент ее работы.
- Формирование пакета документов для конкурса. Организатор подготавливает и утверждает необходимые документы для участников, включая образцы шаблонов, техническое задание, проект контракта. Также заказчик вправе потребовать дополнительные документы от исполнителей, если это не выходит за рамки 44-ФЗ.
- Публикация сообщения о торгах в ЕИС и рассылка приглашений. Организатор торгов вправе официально размещать в системе только извещение о предстоящей процедуре. Сделать это необходимо минимум за 1 месяц до наступления дня вскрытия конвертов. Также на данном этапе рассылаются приглашения потенциальным кандидатам, содержащие информацию о заказчике, данные о предмете закупки и пр.
- Отправление конкурсной документации потенциальным поставщикам. Кандидаты вправе запросить данные о закупке, а организаторы обязаны предоставить их в трехдневный срок, если поставщик полностью отвечает предусмотренным законом требованиям.
- Передача отчетов в ФАС. Организатор предоставляет в ведомство список всех потенциальных исполнителей, получивших конкурсную документацию, а также дубликаты их предложений. На направление документов определенного срока не установлено, но не позже пяти суток до вскрытия конвертов.
- Рассмотрение заявлений. Все поступившие предложения регистрируются согласно внутренним правилам. В подтверждение кандидатам может быть предоставлена письменная расписка от организатора торгов. В предварительно установленный период проводится процедура вскрытия конвертов. Она длится не более десяти суток с момента завершения приема предложений исполнителей. По итогам рассмотрения заявок комиссионная группа решает вопрос о допуске кандидатов к торгам. Решение фиксируется в итоговом протоколе, который визируется каждым членом комиссии.
- Рассылка уведомлений. Согласно ст. 89 44 ФЗ организатор торгов обязан направить дубликат протокола в ФАС в течение двух суток. Также заказчик должен уведомить всех кандидатов о принятом решении.
- Проведение процедуры. Каждый из допущенных участников до начала аукциона регистрируется комиссионной группой; в протоколе фиксируется весь процесс. Заказчик отражает в акте подробные сведения об исполнителях, от которых поступило предложение с наименьшей ценой. В конце процедуры протокол визируется всем составом комиссии, а в ФАС направляется его копия.
- Подписание договора с победившим кандидатом. Чтобы заключить контракт с исполнителем, закон предусматривает 10 дней после составления и заверения протокола.
ГОЗ следует отличать от госзакупок
Госзакупки по 44-ФЗ предусматривают конкурентную форму размещения контрактов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ. А заказчиками являются коммерческие организации.
В гособоронзаказе закрываются федеральные нужды на товары и услуги, в целях обеспечения гособороны. Заказчиком здесь выступает Правительство РФ. Проводить закупки в рамках ГОЗ могут Минобороны РФ, «Роскосмос» и «Росатом». Средства на исполнение контрактов по гособоронзаказу выделяются из федерального бюджета и контролируются Правительством и Министерство обороны.
При проведении закупок по ГОЗ заказчики должны руководствоваться Федеральным законом 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» от 29 декабря 2021 г., гражданским кодексом, нормативными правовыми актами федерального уровня, приказами Минобороны, Минфина, Минпромторга, Минэкономразвития, Центробанка, Федерального казначейства, МЧС, ФАС.
Случаи, в которых Государственный заказчик, имеет законное право провести закупку с помощью электронного аукциона.
В соответствии с частью 2 статьи 59 44 ФЗ, Заказчик обязан проводить закупку в виде открытого электронного аукциона, в случаях, если он осуществляет закупку товаров, работ, услуг включенных в перечень установленный Правительством Российской Федерации, своим распоряжением от 21 марта 2016г., за №471-р в редакции от 12 февраля 2018г. «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион или аукцион в электронной форме)». Данный перечень осуществлен в виде таблицы, в которой установлены коды по ОКПД2, наименования товаров, работ, услуг, которые заказчик обязан закупать через процедуру электронного аукциона. В распоряжении указаны случаи исключений из вышеозначенного списка.
Основное отличие закрытого аукциона состоит в том, что его участником могут стать организации, имеющие доступ к сведениям, не подлежащим к открытому обсуждению (ст. 86 – 91, 111 44-ФЗ). Как правило, заказчик направляет извещение о тендере участникам, соответствующим его требованиям.
Закрытые торги применяются в следующих случаях:
-
Закупка проводится для обеспечения нужд, составляющих гостайну;
-
Производится закупка продукции, услуг, работ, которые являются носителями гостайны и информация о них включена в тендерную документацию;
-
Когда закупка касается драгоценных, архивных, музейных и т.п. ценностей;
-
При закупке услуг, обеспечивающих судебную систему или Федеральные органы власти (Постановление Правительства № 1428 от 27.11.2017);
Предмет нормативного регулирования
Положения рассматриваемой статьи дают Правительству Российской Федерации определять некоторые условия, которые должны быть соблюдены участниками закупочного процесса при проведении особых видов закупочных процедур.
Так, в частности, на основании норм указанной выше статьи федерального нормативного акта государственные и муниципальные заказчики должны руководствоваться правовыми актами Правительства Российской Федерации относительно:
- выбора того способа определения поставщика или исполнителя по контракту, который не включен в Федеральный закон №44-ФЗ, если такой способ был признан, как возможный, в специальном Постановлении или Распоряжении Правительства Российской Федерации;
- формирования перечня дополнительных условий, которые могут быть включены текст договора или контракта и не связаны с самим предметом договора.
Использование положений происходит в следующих случаях:
- если есть необходимость обеспечить полноценное функционирование организации-заказчика на территории иностранного государства (в данном случае следует опираться на использование положений статьи 111.1, принятой для более качественного применения основной статьи – под номером 111);
- если происходит закупка услуг, связанных с кредитованием организации-заказчика (в данном случае опираться следует на положения статьи 111.2);
- если в качестве предмета закупки выступает товар, который был произведен в результате модернизации имеющихся мощностей на основании специального инвестиционного контракта (такой контракт заключается с компанией-производителем товара, в последующем выкупаемого государственным или муниципальным заказчиком на основании положений статьи 111.3);
- если целью заключения контракта является осуществление модернизации производственных технологий и мощностей, а сам контракт носит характер встречно-модернизационного.
Необходимые документы
Заказчик формирует закупочную документацию, руководствуясь требованиями, описанными в ч.1 ст.87 44-ФЗ. В этой документации должны быть отражены следующие моменты:
- Наименование объекта закупки и его описание, а также контрактные условия по ст.33 44-ФЗ.
- Порядок заполнения заявок на участие в торгах, согласно положениям ч.2 ст.88 44-ФЗ.
- Сроки завершения приема аукционных заявок.
- Требования к внесению обеспечения заявки либо условия предоставления банковской гарантии.
- Сумма ОИК и требования к его предоставлению.
- Указание возможности изменения суммы контракта и валюты.
- Информация о порядке применения официального курса валюты.
- Указание места и сроков вскрытия конвертов и рассмотрения предложений.
- Аукционный шаг.
- Сроки и место проведения закрытых торгов.
- Преимущества, на которые могут претендовать участники по ст.28-30 44-ФЗ.
- Указание возможности отказа от исполнения обязательств.
- Преимущества для СМП и СОНКО в соответствии с ч.3 ст.30 44-ФЗ.
- Информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства.
- Проект договора.
Вся документация, касающаяся проведения закрытых торгов (протоколы, заявки и т.д.), должна храниться в архивах организатора минимум 3 года.
В ч.2 ст.88 44-ФЗ приведен список документов, которые нужно подавать участнику вместе с заявкой:
- Анкетные данные.
- Сведения из ЕГРЮЛ или ЕГРИПлибо их нотариально заверенные дубликаты.
- Копии удостоверяющих личность документов.
- Документальное подтверждение полномочий директора или ответственного сотрудника.
- Копии учредительных бумаг организации поставщикаили копия паспорта для ИП.
- Решение об одобрении крупной сделки или его копия.
- Предложение от потенциального исполнителя.
- Документальное подтверждение соответствия кандидата требованиям контрактного законодательства: платежное поручение или банковская гарантия; подтверждение права на получение льгот по ст.28 44-ФЗ (для ведомств УИС) и ст.29 ФЗ-44 (для организаций инвалидов).
- Документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст.14 44-ФЗ (национальный режим).
Шаг 1. «Вгрызание» в тему: изучение алгоритма участия в торгах и формулировка собственных целей и задач.
Чаще всего первым делом тем, кто желает освоить торги по банкротству, рекомендуют идти за электронной подписью. Без нее, действительно, к торгам путь закрыт. Однако такой подход подойдет для тех, кто любит действует по принципу – «ввяжемся в драку, а там разберемся». Торги – процедура многоэтапная, и если к ней подходить «с умом», то она может дать большие выгоды. Поэтому логичнее все же сначала изучить суть торгов по банкротству, алгоритм торга, торговые площадки и т.п., а потом уже приступать к активным действиям.
Можно ли это сделать самостоятельно? Можно. Изучить законодательную базу, где в том числе описан алгоритм проведения торгов, изучить статистику и аналитику по торгам, изучить площадки, почитать отзывы и лайфхаки участников и организаторов торгов.
Федеральный закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» посвящен процедуре банкротства, деталям ее проведения, продаже имущества должников. До 2015 года на торгах по банкротству могло распродаваться только имущество юридических лиц, но после вступления в силу Федерального закона «О банкротстве физических лиц» стало возможным распродавать и их имущество.
ТОП-причин участия в торгах по банкротству:
- Для перепродажи имущества за более выгодную цену. На торгах по банкротству имущество продается в среднем в 3-5 раз ниже его рыночной стоимости. Теоретически цена лота может упасть на 99%.
- Для личного пользования. Чаще всего для таких целей приобретают жилье, автомобили, компьютерную технику, мебель и т.п.
- Для получения «комиссионных» при покупке имущества для третьих лиц.
Источники информации о продаваемом имуществе:
- Торговые электронные площадки, на которых проходят аукционы.
- Официальные порталы, на которых публикуются данные о торгах, согласно российского законодательства. Например, таким ресурсом является деловое издание «Коммерсантъ».
- Сайты-агрегаторы данных о торгах по банкротству. Это площадки в интернете, которые аккумулируют информацию о торгах.
Важно:
- В торгах по банкротству могут участвовать как юридические лица, так и физические лица.
- Торги по банкротству проходят в электронном виде на специализированных аккредитованных электронных торговых площадках (ЭТП).
Первый, при необходимости – второй, аукционы проходят в закрытой форме и идут на повышение цены. В закрытом аукционе в установленный момент открываются все поданные заявки, победителем считается тот, кто предложил наиболее высокую цену.
Если первый аукцион признается не состоявшимся, проходит второй при сниженной начальной цене лота на 10%. Если же и он признается несостоявшимся, то происходят открытые публичные торги, на которых цена понижается. Открытый аукцион представляет собой торги по типу «живого» аукциона, только все проходит на электронной площадке в личном кабинете участника.
Организаторами устанавливается шаг в размере определенной суммы и промежуток времени, в течение которого можно сделать шаг. Участники аукциона видят только номер заявителя и сумму, которую он предложил. В итоге побеждает тот, кто подал последнее ценовое предложение перед закрытием торгов.
83% составила доля торгов в форме публичного предложения в 3-ем квартале 2019 года. По отношению к 3 кварталу 2018 года рост составил 15%.