Инструкция по закрытым закупкам по 223-ФЗ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция по закрытым закупкам по 223-ФЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Это такой способ закупки, когда заказчик приглашает участвовать в ней определенный круг поставщиков и выдает документацию по их запросам. В аукционе побеждает тот участник, который предложил самую низкую цену.

Действия участника закупок при проведении закрытого аукциона по 44-ФЗ

Расскажем, каков алгоритм проведения закрытого аукциона по 44-ФЗ для участника.

Этап 1. Желающая стать поставщиком компания ищет информацию о закупке (или получает приглашение от ее организатора).

На этом этапе осуществляется поиск потенциальными участниками сведений о закрытом аукционе в Единой информационной системе, либо они получают приглашение от организатора закупки поучаствовать в такой процедуре.

Этап 2. Потенциальный участник запрашивает у заказчика аукционную документацию.

После того как организатор закупки размещает сведения о проведении закрытого аукциона в единой информационной системе, лица, желающие получить аукционную документацию, посылают ему письменный запрос вместе с документами, которые подтверждают, что они соответствуют положениям закона № 44-ФЗ (в части требований к исполнителям контракта) и вправе работать со сведениями, относящимися к государственной тайне.

Этап 3. Потенциальный поставщик заполняет заявку на участие в закупке.

На этом этапе анализируется аукционная документация. Если какие-то положения ее непонятны, участник вправе просить заказчика разъяснить их. Затем следует перевод средств в качестве обеспечения заявки (сумма должна составлять не более чем 5 % от НМЦК), заполнение нужных бумаг, комплектация заявки и запечатывание ее в конверт. Денежное обеспечение предоставлять необязательно. Вместо него допускается оформление гарантии банка.

Государственное регулирование

Цены на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, регулируются государством.

Порядок государственного регулирования, а также полномочия федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу…».

Под государственным регулированием подразумевается:

  • определение прогнозной цены на продукцию, поставка которой планируется по государственному оборонному заказу на очередной год и плановый период, то есть прогнозная цена на продукцию, а также подготовку предложений по определению вида цены на продукцию, поставка которой планируется единственным поставщиком;
  • определение начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов определения поставщиков (далее — начальная (максимальная) цена государственного контракта), цены государственного контракта в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика (далее — цена государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком), а также цены на продукцию, поставляемую в рамках кооперации головного исполнителя государственного контракта по государственному оборонному заказу;
  • государственная регистрация цены на продукцию, поставляемую единственным поставщиком
  • определение вида цены на продукцию, поставка которой предусматривается единственным поставщиком;
  • уточнение размера цены и вида цены на продукцию, а также размера цены государственного контракта, заключенного с единственным поставщиком.

Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

При размещении закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, используются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Правила к проведению таких закупок установлены в ст. 84 – 92 Закона о контрактной системе.

Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на осуществление данных функций. Согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в порядке, утвержденном Приказом Минэкономразвития РФ от 31.03.2015 № 189 (далее – Порядок № 189). Из положений этого документа следует, что заказчиком подается в Федеральную антимонопольную службу обращение о проведении закупки закрытым способом. К обращению прилагаются документы и информация, поименованные в п. 2 Порядка № 189. В случае если заявителем не будет выполнено или выполнено ненадлежащим образом требование вышеназванного пункта, Федеральная антимонопольная служба не рассматривает обращение и возвращает его заявителю с указанием причин такого возврата в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня поступления обращения (п. 4 Порядка № 189).

Работники Федеральной антимонопольной службы рассматривают обращение вместе с приложенными к нему документами и информацией и принимают одно из следующих решений (п. 5 Порядка № 189):

  • о согласовании применения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе с указанием на выявленные нарушения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок и на необходимость их устранения при определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • об отказе в согласовании применения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае признания закупки необоснованной в соответствии с требованиями, предусмотренными Законом о контрактной системе, и (или) отсутствия оснований применения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), и (или) необоснованного сокращения количества участников, приглашаемых к участию в закрытом способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Документы со стороны заказчика

В целях проведения закупки заказчику необходимо разработать и утвердить документацию по аукциону.

Документы, которые готовит заказчик для проведения электронного аукциона:

  1. Информационная карта– выжимка с наиболее важной информацией по госзакупке.
  2. Форма заявки на участие в закупке– такой документ не является обязательным, а имеет рекомендательный характер.
  3. Инструкция по заполнению заявки.
  4. Обоснование НМЦК с использованием одного из рекомендованных методов: метода сопоставимых рыночных цен, нормативного, сметного, затратного и пр.
  5. Техническое задание– описывает максимально подробно объект закупки.
  6. Проект государственного контракта– в этот проект в дальнейшем вносятся реквизиты победителя и его предложение по цене, другие его параметры при подписании менять не будут.

Извещение о проведении электронного аукциона размещается в ЕИС как минимум за 7 дней до окончания сроков подачи заявок на участие. Такие сроки действуют при НМЦК в пределах 300 млн р. (или 2 млрд р. при закупках по строительству, реконструкции и капремонту). Если же речь идет о крупных закупках на сумму более 300 млн р., то на подачу заявок на участие в закупках отводится не менее, чем 15 дней.

Заказчик так же вправе разместить извещение не только в ЕИС, но и в любых других печатных и электронных СМИ.

В извещении о проведении электронного аукциона должна быть прописана следующая информация:

  • идентификационный код закупки (ИКЗ);
  • условия контракта;
  • дата и место подачи заявок на участие в электронном аукционе;
  • дата проведения электронного аукциона;
  • размер обеспечения заявки и исполнения контракта и пр.

Заказчик также должен установить требования к участникам аукциона и указать на перечень документов, которые участники должны предоставить. Перечень таких документов и требований приводится в строгом соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 1.1, ч. 2, ч. 2.1 ст. 31 44-ФЗ.

Заказчик вправе установить требование об отсутствии участника в реестре недобросовестных поставщиков.

Порядок участия в электронном аукционе поставщиков

Принять участие в закупке может любое лицо, отвечающее требованиям закупки.

На основании п. 4 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ участником электронного аукциона вправе стать любое юрлицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также физлицо или индивидуальный предприниматель. Общие требования к участникам закупок приведены в ст. 31 44-ФЗ.

Главным критерием выбора победителя аукциона в электронной форме выступает ценовое предложение. В этом случае заявка на аукцион передается дистанционно посредством функционала ЭТП.

Для того чтобы принять участие в электронном аукционе, у участника должна быть квалифицированная электронная подпись. До 2020 года участники могут подавать заявки на участие в закупке, обладая только аккредитацией на ЭТП (на основании утратившей силу ст. 61 44-ФЗ). С 2020 года участвовать в закупках смогут только те участники, которые прошли регистрацию в ЕИС. Такая регистрация открывает для поставщиков возможность участвовать во всех закупках в электронном формате.

Операторы ЭТП не позднее следующего рабочего дня после регистрации участника в ЕИС должны аккредитовать его на площадке. Аккредитация происходит путем информационного обмена ЭТП и ЕИС (то есть непосредственного участия поставщика в этой процедуре не требуется).

Для того чтобы подать заявку на участие в электронном аукционе, участнику стоит предварительно открыть специальный счет для внесения обеспечения по заявкам. Также данный счет будет использоваться при списании платы с ЭТП, если участник будет признан победителем закупки.

После того как подготовительный этап завершен, дальнейшее участие поставщика в закупке будет таким:

  1. Осуществляется поиск сведений о проводимом электронном аукционе в ЕИС.
  2. Анализируется закупочная документация , и принимается решение о дальнейшем участии в закупке.
  3. На спецсчет в банке вносится необходимая сумма обеспечения, либо оформляется банковская гарантия(право на использование банковской гарантии для обеспечения заявок появилось у участников в июле 2019 года). Сумма обеспечения исполнения контракта зависит от НМЦК: если последняя не превышает 20 млн р., то величина обеспечения составляет 0,5-1% НМЦК; при НМЦК более 20 млн р. размер обеспечения заявки составляет 0,5-5%. Если закупка проводится среди учреждений или предприятий УИС, а также организаций инвалидов, то величина обеспечения находится в пределах 0,5-2%.
  4. Готовится и направляется заявка на участие в электронном аукционе. Заявка на участие состоит из двух частей, обе они подписываются и передаются оператору ЭТП (заявка подается сразу в двух частях, а доступ к ней заказчику предоставляется постепенно).
  5. Участие в электронном аукционе, если первая часть заявки была признана соответствующей установленным требованиям.
  6. Заключается контракт с заказчиком, если участник был признан победителем.

Процесс организации торгов закрытого формата заказчиком

Организатор не имеет права самостоятельно проводить закупку закрытого типа. Для этого предусмотрен определенный порядок действий, указанный в 44-ФЗ. Необходимо пройти ряд этапов:

  1. Согласование. Заказчик обязан уведомить ФАС о предстоящей процедуре; обязательное требование — доказать необходимость организации закупки закрытым способом. В обращении следует указать причину, по которой процедура представляет собой гостайну, описать предмет торгов и предоставить список потенциальных исполнителей. ФАС рассматривает заявление в десятидневный срок. Ведомство принимает отрицательное решение в случае, если закупка не имеет грамотного обоснования либо заказчик предоставил недостаточно аргументов для организации закрытого формата торгов. При положительном ответе ФАС организатору дается 90 дней для проведения процедуры.
  2. Подготовка. Решаются различные организационные вопросы по проведению аукциона, выбирается состав комиссионной группы, разрабатывается регламент ее работы.
  3. Формирование пакета документов для конкурса. Организатор подготавливает и утверждает необходимые документы для участников, включая образцы шаблонов, техническое задание, проект контракта. Также заказчик вправе потребовать дополнительные документы от исполнителей, если это не выходит за рамки 44-ФЗ.
  4. Публикация сообщения о торгах в ЕИС и рассылка приглашений. Организатор торгов вправе официально размещать в системе только извещение о предстоящей процедуре. Сделать это необходимо минимум за 1 месяц до наступления дня вскрытия конвертов. Также на данном этапе рассылаются приглашения потенциальным кандидатам, содержащие информацию о заказчике, данные о предмете закупки и пр.
  5. Отправление конкурсной документации потенциальным поставщикам. Кандидаты вправе запросить данные о закупке, а организаторы обязаны предоставить их в трехдневный срок, если поставщик полностью отвечает предусмотренным законом требованиям.
  6. Передача отчетов в ФАС. Организатор предоставляет в ведомство список всех потенциальных исполнителей, получивших конкурсную документацию, а также дубликаты их предложений. На направление документов определенного срока не установлено, но не позже пяти суток до вскрытия конвертов.
  7. Рассмотрение заявлений. Все поступившие предложения регистрируются согласно внутренним правилам. В подтверждение кандидатам может быть предоставлена письменная расписка от организатора торгов. В предварительно установленный период проводится процедура вскрытия конвертов. Она длится не более десяти суток с момента завершения приема предложений исполнителей. По итогам рассмотрения заявок комиссионная группа решает вопрос о допуске кандидатов к торгам. Решение фиксируется в итоговом протоколе, который визируется каждым членом комиссии.
  8. Рассылка уведомлений. Согласно ст. 89 44 ФЗ организатор торгов обязан направить дубликат протокола в ФАС в течение двух суток. Также заказчик должен уведомить всех кандидатов о принятом решении.
  9. Проведение процедуры. Каждый из допущенных участников до начала аукциона регистрируется комиссионной группой; в протоколе фиксируется весь процесс. Заказчик отражает в акте подробные сведения об исполнителях, от которых поступило предложение с наименьшей ценой. В конце процедуры протокол визируется всем составом комиссии, а в ФАС направляется его копия.
  10. Подписание договора с победившим кандидатом. Чтобы заключить контракт с исполнителем, закон предусматривает 10 дней после составления и заверения протокола.
Читайте также:  Приобретение неисключительных прав проводки

ГОЗ следует отличать от госзакупок

Госзакупки по 44-ФЗ предусматривают конкурентную форму размещения контрактов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ. А заказчиками являются коммерческие организации.

В гособоронзаказе закрываются федеральные нужды на товары и услуги, в целях обеспечения гособороны. Заказчиком здесь выступает Правительство РФ. Проводить закупки в рамках ГОЗ могут Минобороны РФ, «Роскосмос» и «Росатом». Средства на исполнение контрактов по гособоронзаказу выделяются из федерального бюджета и контролируются Правительством и Министерство обороны.

При проведении закупок по ГОЗ заказчики должны руководствоваться Федеральным законом 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» от 29 декабря 2021 г., гражданским кодексом, нормативными правовыми актами федерального уровня, приказами Минобороны, Минфина, Минпромторга, Минэкономразвития, Центробанка, Федерального казначейства, МЧС, ФАС.

Случаи, в которых Государственный заказчик, имеет законное право провести закупку с помощью электронного аукциона.

В соответствии с частью 2 статьи 59 44 ФЗ, Заказчик обязан проводить закупку в виде открытого электронного аукциона, в случаях, если он осуществляет закупку товаров, работ, услуг включенных в перечень установленный Правительством Российской Федерации, своим распоряжением от 21 марта 2016г., за №471-р в редакции от 12 февраля 2018г. «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион или аукцион в электронной форме)». Данный перечень осуществлен в виде таблицы, в которой установлены коды по ОКПД2, наименования товаров, работ, услуг, которые заказчик обязан закупать через процедуру электронного аукциона. В распоряжении указаны случаи исключений из вышеозначенного списка.

Основное отличие закрытого аукциона состоит в том, что его участником могут стать организации, имеющие доступ к сведениям, не подлежащим к открытому обсуждению (ст. 86 – 91, 111 44-ФЗ). Как правило, заказчик направляет извещение о тендере участникам, соответствующим его требованиям.

Закрытые торги применяются в следующих случаях:

  • Закупка проводится для обеспечения нужд, составляющих гостайну;

  • Производится закупка продукции, услуг, работ, которые являются носителями гостайны и информация о них включена в тендерную документацию;

  • Когда закупка касается драгоценных, архивных, музейных и т.п. ценностей;

  • При закупке услуг, обеспечивающих судебную систему или Федеральные органы власти (Постановление Правительства № 1428 от 27.11.2017);

Предмет нормативного регулирования

Положения рассматриваемой статьи дают Правительству Российской Федерации определять некоторые условия, которые должны быть соблюдены участниками закупочного процесса при проведении особых видов закупочных процедур.

Так, в частности, на основании норм указанной выше статьи федерального нормативного акта государственные и муниципальные заказчики должны руководствоваться правовыми актами Правительства Российской Федерации относительно:

  • выбора того способа определения поставщика или исполнителя по контракту, который не включен в Федеральный закон №44-ФЗ, если такой способ был признан, как возможный, в специальном Постановлении или Распоряжении Правительства Российской Федерации;
  • формирования перечня дополнительных условий, которые могут быть включены текст договора или контракта и не связаны с самим предметом договора.

Использование положений происходит в следующих случаях:

  • если есть необходимость обеспечить полноценное функционирование организации-заказчика на территории иностранного государства (в данном случае следует опираться на использование положений статьи 111.1, принятой для более качественного применения основной статьи – под номером 111);
  • если происходит закупка услуг, связанных с кредитованием организации-заказчика (в данном случае опираться следует на положения статьи 111.2);
  • если в качестве предмета закупки выступает товар, который был произведен в результате модернизации имеющихся мощностей на основании специального инвестиционного контракта (такой контракт заключается с компанией-производителем товара, в последующем выкупаемого государственным или муниципальным заказчиком на основании положений статьи 111.3);
  • если целью заключения контракта является осуществление модернизации производственных технологий и мощностей, а сам контракт носит характер встречно-модернизационного.
Читайте также:  Социальные гарантии работникам при ликвидации организации

Необходимые документы

Заказчик формирует закупочную документацию, руководствуясь требованиями, описанными в ч.1 ст.87 44-ФЗ. В этой документации должны быть отражены следующие моменты:

  1. Наименование объекта закупки и его описание, а также контрактные условия по ст.33 44-ФЗ.
  2. Порядок заполнения заявок на участие в торгах, согласно положениям ч.2 ст.88 44-ФЗ.
  3. Сроки завершения приема аукционных заявок.
  4. Требования к внесению обеспечения заявки либо условия предоставления банковской гарантии.
  5. Сумма ОИК и требования к его предоставлению.
  6. Указание возможности изменения суммы контракта и валюты.
  7. Информация о порядке применения официального курса валюты.
  8. Указание места и сроков вскрытия конвертов и рассмотрения предложений.
  9. Аукционный шаг.
  10. Сроки и место проведения закрытых торгов.
  11. Преимущества, на которые могут претендовать участники по ст.28-30 44-ФЗ.
  12. Указание возможности отказа от исполнения обязательств.
  13. Преимущества для СМП и СОНКО в соответствии с ч.3 ст.30 44-ФЗ.
  14. Информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства.
  15. Проект договора.

Вся документация, касающаяся проведения закрытых торгов (протоколы, заявки и т.д.), должна храниться в архивах организатора минимум 3 года.

В ч.2 ст.88 44-ФЗ приведен список документов, которые нужно подавать участнику вместе с заявкой:

  1. Анкетные данные.
  2. Сведения из ЕГРЮЛ или ЕГРИПлибо их нотариально заверенные дубликаты.
  3. Копии удостоверяющих личность документов.
  4. Документальное подтверждение полномочий директора или ответственного сотрудника.
  5. Копии учредительных бумаг организации поставщикаили копия паспорта для ИП.
  6. Решение об одобрении крупной сделки или его копия.
  7. Предложение от потенциального исполнителя.
  8. Документальное подтверждение соответствия кандидата требованиям контрактного законодательства: платежное поручение или банковская гарантия; подтверждение права на получение льгот по ст.28 44-ФЗ (для ведомств УИС) и ст.29 ФЗ-44 (для организаций инвалидов).
  9. Документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст.14 44-ФЗ (национальный режим).

Шаг 1. «Вгрызание» в тему: изучение алгоритма участия в торгах и формулировка собственных целей и задач.

Чаще всего первым делом тем, кто желает освоить торги по банкротству, рекомендуют идти за электронной подписью. Без нее, действительно, к торгам путь закрыт. Однако такой подход подойдет для тех, кто любит действует по принципу – «ввяжемся в драку, а там разберемся». Торги – процедура многоэтапная, и если к ней подходить «с умом», то она может дать большие выгоды. Поэтому логичнее все же сначала изучить суть торгов по банкротству, алгоритм торга, торговые площадки и т.п., а потом уже приступать к активным действиям.

Можно ли это сделать самостоятельно? Можно. Изучить законодательную базу, где в том числе описан алгоритм проведения торгов, изучить статистику и аналитику по торгам, изучить площадки, почитать отзывы и лайфхаки участников и организаторов торгов.

Федеральный закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» посвящен процедуре банкротства, деталям ее проведения, продаже имущества должников. До 2015 года на торгах по банкротству могло распродаваться только имущество юридических лиц, но после вступления в силу Федерального закона «О банкротстве физических лиц» стало возможным распродавать и их имущество.

ТОП-причин участия в торгах по банкротству:

  1. Для перепродажи имущества за более выгодную цену. На торгах по банкротству имущество продается в среднем в 3-5 раз ниже его рыночной стоимости. Теоретически цена лота может упасть на 99%.
  2. Для личного пользования. Чаще всего для таких целей приобретают жилье, автомобили, компьютерную технику, мебель и т.п.
  3. Для получения «комиссионных» при покупке имущества для третьих лиц.

Источники информации о продаваемом имуществе:

  1. Торговые электронные площадки, на которых проходят аукционы.
  2. Официальные порталы, на которых публикуются данные о торгах, согласно российского законодательства. Например, таким ресурсом является деловое издание «Коммерсантъ».
  3. Сайты-агрегаторы данных о торгах по банкротству. Это площадки в интернете, которые аккумулируют информацию о торгах.

Важно:

  • В торгах по банкротству могут участвовать как юридические лица, так и физические лица.
  • Торги по банкротству проходят в электронном виде на специализированных аккредитованных электронных торговых площадках (ЭТП).

Первый, при необходимости – второй, аукционы проходят в закрытой форме и идут на повышение цены. В закрытом аукционе в установленный момент открываются все поданные заявки, победителем считается тот, кто предложил наиболее высокую цену.

Если первый аукцион признается не состоявшимся, проходит второй при сниженной начальной цене лота на 10%. Если же и он признается несостоявшимся, то происходят открытые публичные торги, на которых цена понижается. Открытый аукцион представляет собой торги по типу «живого» аукциона, только все проходит на электронной площадке в личном кабинете участника.

Организаторами устанавливается шаг в размере определенной суммы и промежуток времени, в течение которого можно сделать шаг. Участники аукциона видят только номер заявителя и сумму, которую он предложил. В итоге побеждает тот, кто подал последнее ценовое предложение перед закрытием торгов.

83% составила доля торгов в форме публичного предложения в 3-ем квартале 2019 года. По отношению к 3 кварталу 2018 года рост составил 15%.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *